Учитель обязан каждого воспитанника воспринимать таким,

каким создал его Бог,

не пренебрегая ничем,

помня,

что Господь печется о каждой душе,

каждого ведет ко спасению,

независимо от его умственных  и физических способностей.


О. Игорь Иудин - основатель Семеновской православной гимназии
О. Игорь Иудин - основатель Семеновской православной гимназии

Концепция Семеновской православной гимназии

Образование – Необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Будущее страны определяется нынешним состоянием системы образования. Образование в России традиционно означает органичное и нераздельное единство школы, науки и духовной культуры, как основы единства нашего народа. В одном из докладов министр образования Российской Федерации В.М. Филлиппов сказал: «Мы видим: мир изменился. Но отдавая должное новым реальностям быстро меняющегося мира, мы не можем не стремиться к сохранению тех его всеобщих духовно-нравственных начал, которые в душах и помыслах миллионов российских граждан связаны с Рождеством и деяниями Христа. Убежден, что именно это устремление, приверженность гуманистической христианской традиции, органически объединяют нашу Российскую систему образования и Православие, школу и Церковь». Это устремление объединяло в русской традиции образование и воспитание. То есть образование рассматривалось как воспитание образа Божия в человеке, что слово «образование» происходит от слова «образ». Апостол Павел пишет в послании к Колоссянам: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших, не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Эллина, и Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и всем Хри-стос» (Кол. 3: 8-11). По сути всё христианские учение и есть цель воспитания нового человека. А в нем, в этом новом человеке есть и вечное, вневременное, есть и то, что непосредственно связано с современностью, со злобой дня. Но ошибки во временном и злободневном могут задержать наше движение вперед, сделать путь извилистым. Забвение вечных истин веры, надежды, любви может превратить человека в нелюдя, народ в большую толпу. Если мы забудем о правильном соотношении общечеловеческого и своего, родного, российского в воспитании и образовании, то воспитаем и образуем – и довольно быстро – человека без Родины, «общечеловека», которому безразличны ее судьбы. О родине можно забыть и не покидая ее пределов, если устроение школы ее уклад будут наполнены соответствующим содержанием. Российская школа должна быть не только русскоязычной, но национальной. В тысячелетней истории нашей страны мы находим множество примеров того, как православная вера помогала преодолевать тяжкие испытания, укрепляла народный дух, помогала отделять важное от суетного, зерна от плевел. Самоотверженность и стойкость русского народа воспитаны православием по исполнение главного требования Христа: «Кто хочет следовать за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной». Православие – судьбоносный выбор нашей Родины. Цель нашей школы – восстановить преемственность русской жизни, дать детям добротное образование и православное воспитание. Вся тысячелетняя русская культура воздвигнута на православном основании. Особенно важной проблемой воспитания и образования является проблема начальной школы. Потому что дети, которые еще не стали взрослыми, еще растут и формируются – именно их и нужно, прежде всего, воспитывать (т.е. правильно питать их растущее тело и незрелую душу) и образовывать (т.е. формировать их физически и духовно). Сочетать образование и воспитание, добиваться, чтобы они вели к истинному просвещению. Но, к сожалению, приходится констатировать, что начальная школа разрушена ранней профессионализацией. Даже в отношении физического воспитания мы видим установку на профессиональный спорт. Однобокое профессиональное формирование детей уродует их и превращает в калек. Но и при развитии только интеллектуальных качеств ребенка узкая специализация и профессионализация в раннем возрасте (математические школы, языковые школы, гуманитарные классы) нередко приводит к тому же. Помимо ранней и однобокой профессионализации, мы сталкиваемся сегодня и с другим уродливым подвохом. Это культ молодости и детства, который отличает наше время от всех предшествующих тридцати веков европейской культуры, и которое сопровождается таким явлением, как всеобщее ослабление суждения и инфантилизм. Из-за «железного занавеса» мы были отрезаны от Запада, поэтому некоторые вирусы инфантилизма до нас просто не дошли; но в то же время у нас оказался абсолютно не развитый иммунитет к тем болезням, которыми Запад уже переболел. С падением занавеса Россия оказалась абсолютно беззащитной перед многими вредными влияниями. Сюда относится беззащитность атеистической массы россиян перед всякого рода сектантством, а так же открытость к разного рода заимствованным политическим, педагогическим концепциям, которые неизменно именуются научными и внедряются в практики. Яркий пример тому стремление повсюду, в том числе и в педагогике, развивать «общечеловеческие» подходы, активно проводимые и легко занимающие навязшего в зубах «классового подхода». Представители разного рода атеистических и при этом, разумеется, научных концепций, представители множества сект проводят в России активную педагогическую политику и практическую работу в средней школе. Кроме этого, учитывая, что, имея великое множество школ в России, что совершенно естественно, при наличии разных национальных, религиозных и культурных традиций, мы должны всерьез заботиться о том, чтобы в этом многообразии не потерялись школы православной ориентации. Мы считаем, что классическое образование позволяет с наибольшей полнотой практически реализовать гармоническое развитие личности без всех тех недостатков в образовании и воспитании, о которых говорилось выше. Классическое образование европейского типа базируется на изучении двух древних языков: греческого и латыни, которые называют классическими языками. Греческий и латынь – языки цивилизаций, стоявших у истоков единой европейской культуры, т.е. той единственной на Земле культуры, которая приняла в этом веке планетарное распространение. Длительность непрерывной традиции изучения этих языков более 25 столетий. В силу этого на обоих языках из уже созданного отбираются и сознательно создаются образцовые произведения, лежащие в основе школьного образования. Древние языки ориентируют на изучение образцов и чтение сложных текстов. Эта привычка с уважением читать, разбирать и ревностно стрмиться к пониманию образцовых текстов способствует тому, что часто является самым сложным для нас: ценить и понимать собеседника и вообще замечать ближнего своего. Преподавание древних языков в классической гимназии ведется не сверх программы, а как ее основа. Математические и естественные науки – второй основной и наиболее представительный блок преподаваемых в гимназии дисциплин. Благодаря ним получает развитие рациональное начало, которое позволяет решать задачи совсем другого характера. Очень важно, чтобы точные науки преподавались в историческом аспекте. К концу 19 века в Европе возникает некоторая эйфория, вызванная теми успехами, которые были достигнуты благодаря объединению науки и техники. Наука стала представляться чем-то автономным и самодовлеющим. Стала доминировать иллюзия иторической безпредпосылочности науки в европейском научном сознании. Автономная наука, никак несвязанная с историей, воспитывает бессмысленную дерзость. Любая же точная наука, чувствующая свою историческую ограниченность, легко существует с гуманитарными науками и стремиться найти свое – не самое высокое – место в традиционной иерархии ценностей, - так же как и наша рассудочная способность, стремиться осознать свое подлинное и так же не самое высокое место в иерархии способностей нашей души. Все научные подходы были когда-то впервые сформулированы, и эти формулировки зафиксированы в конкретных текстах. Если учащийся привыкает изучать не висящую в историческом вакууме самодостаточную науку геометрию, а знакомиться с «Началами» Евклида, т.е. конкретным текстом, то это избавляет его от иллюзии полной вневременности науки и учит лучше понимать ее человеческую определенность и ограниченность. Терминология точных и естественных наук строиться на греческих и латинских корнях. Преподаватели будут давать наряду с русскими латинские и греческие названия (например, в биологии названия животных и растений), что облегчит ученику глубокое освоение точных и естественных наук. Круг дисциплин, связанных с преподаванием Закона Божия, обязателен для изучения в классической гимназии. Именно он призван формировать духовное, или мистическое начало души, которое в противном случае остается беспризорным. В советской школе духовное воспитание и образование ребенка подменялось эстетическим. Но это не одно и то же. Человек состоит из тела, души и духа. И такие производные духа, как стыд, сострадание и благоговение никак невозможно уложить в рамки эстетики и даже этики. Закон Божий знакомит учащегося с воздействием жизни Духа на душу человека. Вынужденный атеизм большинства россиян, воспитанных в коммунистическом режиме и приведший к одичанию жизни, не должен закрывать дороги к добротному и правильному образованию. Гимназия наша родилась по желанию православных русских людей, однако она является светским учебным учреждением, каковыми были и дореволюционные гимназии. Огромное место в духовном воспитании является воцерковление. Одной из важнейших форм приобщения детей к церкви следует считать традиционное в России обучение хоровому церковному пению. На уроках дети знакомятся с основными молитвами и песнопениями православной церкви, готовятся под руководством преподавателя к определенным праздникам и по благословению священника принимают участие в службах. Красота наших песнопений быстро прокладывает дорогу к детским сердцам. Часто для тех ребят, которые растут в неблагополучных семьях, этот путь воцерковления может стать наиболее надежным и естественным. Наше учебное учреждение является учебным учреждением с русским национальным компонентом. Специальное внимание уделяется в гимназии отечественной истории и литературе, отношение к которым в значительной степени зависти от того, как воспитаны наши социальные и мистические начала. Мы считаем, что формирование ребенка должно происходить на образцах отечественной литературы до середины 19 века, а на подготовленной таким образом основе должны восприниматься все остальные традиции. Ребенок приобщается у нас к фольклору во всех его видах, в том числе и в танцах. На уроках хореографии наряду с русскими изучаются и другие европейские танцы. Отечественная история рассматривается в контексте мировой истории, прежде всего, разумеется, европейской (тогда как ветхозаветная история, например, изучается по мере изучения Священных книг Ветхого Завета). Изучение истории Русской Православной Церкви способствует более углубленному изучению отечественной истории. При изучении этих предметов чрезвычайно значительным оказывается посещение музеев в Нижнем Новгороде, Москве и по другим русским городам, которые являются обязательной частью учебной программы. Когда все три стороны ребенка оказываются небеспризорными, тогда мы можем сказать, что делаем все зависящее от нас, чтобы у наших детей был надежный иммунитет от зла.  

 

Святой апостол

и евангелист Лука – небесный покровитель Семеновской православной гимназии.

31 октября – День памяти святого – Именины гимназии


Тропарь апостола и евангелиста Луки

глас 5

Апостольских деяний сказателя/ и Евангелия Христова светла списателя,/ Луку препетаго,/ славна суща Христове Церкви,/ песньми священными святаго апостола похвалим,/ яко врача суща,/ человеческия немощи,/ естества недуги и язи душ исцеляюща// и молящася непрестанно за души наша.

Кондак апостола и евангелиста Луки

глас 2

Истиннаго благочестия проповедника/ и таин неизреченных ритора,/ звезду церковную, Луку Божественнаго восхвалим:/ Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя,// Един ведый сердечная.

Краткое житие апостола и евангелиста Луки

Свя­той апо­стол и еван­ге­лист Лу­ка, уро­же­нец Ан­тио­хии Си­рий­ской, апо­стол из 70-ти, спо­движ­ник свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла (Фил.1:24; 2Тим.4:10), врач из про­све­щен­ной гре­че­ской сре­ды. Услы­шав о Хри­сте, Лу­ка при­был в Па­ле­сти­ну и здесь го­ря­чо вос­при­нял спа­си­тель­ное уче­ние от Са­мо­го Гос­по­да. В чис­ле 70-ти уче­ни­ков свя­той Лу­ка был по­слан Гос­по­дом на первую про­по­ведь о Цар­ствии Небес­ном еще при жиз­ни Спа­си­те­ля на зем­ле (Лк.10:1-3). По­сле Вос­кре­се­ния Гос­подь Иисус Хри­стос явил­ся свя­тым Лу­ке и Кле­о­пе, шед­шим в Ем­маус.

Апо­стол Лу­ка при­нял уча­стие во вто­ром мис­си­о­нер­ском пу­те­ше­ствии апо­сто­ла Пав­ла, и с тех пор они бы­ли нераз­луч­ны. Ко­гда свя­то­го Пав­ла оста­ви­ли все со­труд­ни­ки, апо­стол Лу­ка про­дол­жал де­лить с ним все труд­но­сти бла­го­вест­ни­че­ско­го по­дви­га (2Тим.4:10). По­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов свя­той Лу­ка по­ки­нул Рим и с про­по­ве­дью про­шел Аха­ию, Ли­вию, Еги­пет и Фива­и­ду. В го­ро­де Фивы он му­че­ни­че­ски окон­чил зем­ной путь.

Пре­да­ние усва­и­ва­ет ему на­пи­са­ние пер­вых икон Бо­жи­ей Ма­те­ри. «Бла­го­дать Рожд­ше­го­ся от Ме­ня и Моя ми­лость с си­ми ико­на­ми да бу­дет», – ска­за­ла Пре­чи­стая Де­ва, уви­дев ико­ны. Свя­той Лу­ка на­пи­сал так­же ико­ны свя­тых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла. Еван­ге­лие на­пи­са­но им в 62–63 го­дах в Ри­ме, под ру­ко­вод­ством апо­сто­ла Пав­ла. Свя­той Лу­ка в пер­вых сти­хах (Лк.1:3) чет­ко вы­ра­зил цель сво­е­го тру­да: наи­бо­лее пол­но и в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти опи­сал по по­ряд­ку всё, что из­вест­но хри­сти­а­нам об Иису­се Хри­сте и Его уче­нии, и тем са­мым дал твер­дое ис­то­ри­че­ское обос­но­ва­ние хри­сти­ан­ско­го упо­ва­ния (Лк.1:4). Он тща­тель­но ис­сле­до­вал фак­ты, ши­ро­ко ис­поль­зо­вал уст­ное пре­да­ние Церк­ви и рас­ска­зы Са­мой Пре­чи­стой Де­вы Ма­рии (Лк.2:19, 51).

В бо­го­слов­ском со­дер­жа­нии Еван­ге­лие от Лу­ки от­ли­ча­ет­ся преж­де все­го уче­ни­ем о все­общ­но­сти спа­се­ния, со­вер­шен­но­го Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, о все­лен­ском зна­че­нии еван­гель­ской про­по­ве­ди. Свя­той апо­стол на­пи­сал так­же кни­гу Де­я­ний свя­тых апо­сто­лов в 62–63 го­дах в Ри­ме. Кни­га Де­я­ний, яв­ля­ясь про­дол­же­ни­ем Чет­ве­ро­е­ван­ге­лия, по­вест­ву­ет о тру­дах и по­дви­гах свя­тых апо­сто­лов по­сле Воз­не­се­ния Спа­си­те­ля. В цен­тре по­вест­во­ва­ния – Апо­столь­ский Со­бор (51 год по Рож­де­стве Хри­сто­вом) как ос­но­во­по­ла­га­ю­щее цер­ков­ное со­бы­тие, по­слу­жив­шее дог­ма­ти­че­ским ос­но­ва­ни­ем для от­ме­же­ва­ния хри­сти­ан­ства от иудей­ства и са­мо­сто­я­тель­но­го рас­про­стра­не­ния его в ми­ре (Деян.15:6-29). Бо­го­слов­ским пред­ме­том кни­ги Де­я­ний яв­ля­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но До­мо­стро­и­тель­ство Свя­то­го Ду­ха, осу­ществ­ля­е­мое в ос­но­ван­ной Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом Церк­ви от Воз­не­се­ния и Пя­ти­де­сят­ни­цы до Вто­ро­го при­ше­ствия Хри­сто­ва.

 

Московская Патриархия РПЦ
Московская Патриархия РПЦ